Президентский совет по правам человека (СПЧ) в пятницу подготовил и направил в Государственную думу резко отрицательный отзыв на уже прошедший первое чтение законопроект о нежелательных иностранных организациях.

Инициатива, внесенная депутатом Александром Тарнавским («Справедливая Россия»), предлагает ввести в России перечень таких организаций. Включение в него будет означать для коммерческих компаний, корпораций и НКО запрет на физическое присутствие в России: невозможность открытия структурных подразделений в России (те, что работают, должны будут закрыться), запреты на набор персонала и информационное продвижение их брендов в России. За нарушение запрета организаторов и сотрудников нежелательной организации предлагается наказывать административно и уголовно (административный штраф — до 100 тыс. руб., уголовное наказание — до 500 тыс. руб. штрафа, до пяти лет принудительных работ, до восьми лет лишения свободы), им также может быть ограничен въезд в Россию. Получение денег и имущества от таких организаций гражданами, должностными лицами и юридическими лицами влечет наложение административных штрафов.

Отрицательный отзыв совета за подписью его председателя Михаила Федотова (есть у РБК) состоит из трех блоков. По мнению членов СПЧ, законопроект противоречит Конституции, поскольку, предлагая наделить Генпрокуратуру правом ограничивать работу иностранных и международных организаций, он наделит ее полномочиями в сфере внешней политики. Как гласит отзыв, деятельность международных организаций носит экстерриториальный характер, определяется и регламентируется международными нормами, принимаемыми на межправительственном уровне, а Россия участвует в международных соглашениях, таким образом реализуя свою внешнюю политику. Здесь эксперты СПЧ указывают, что по Конституции только президент определяет основные направления внешней политики государства.

Члены СПЧ в своем отзыве не ставят под сомнение необходимость предотвращать деятельность иностранных и международных организаций террористического и экстремистского толка на территории России, но обращают внимание, что уже существуют российские и наднациональные правовые нормы, обеспечивающие достижение этих целей. Эксперты приводят в пример Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, Конвенцию Совета Европы о предупреждении терроризма и др. «Дублирование уже существующих правовых процедур приведет лишь к путанице и затруднительности их применения, что может снизить уровень защищенности национальной безопасности Российской Федерации», — считает СПЧ.

Также эксперты совета нашли изъяны в терминологии, предлагаемой в законопроекте. По мнению СПЧ, в нем используются термины, «которые не отвечают критериям правовой определенности и в конечном итоге могут привести к нарушению прав граждан Российской Федерации». В заключении указывается, что предложение ввести в Кодекс об административных правонарушениях новый состав правонарушения (ч. 2 ст. 20.33, получение денежных средств или иного имущества от иностранной или международной организации, в отношении которой принято решение о нежелательности ее деятельности на территории Российской Федерации) по смыслу повлечет привлечение к административной ответственности за любое получение средств от такой организации. Такой подход и ограничивает конституционные права граждан России, считают эксперты. Например, это может коснуться права на возмещение ущерба, компенсацию убытков, причиненного иностранной организацией. Совет отмечает, что по Конституции «ограничительные, запретительные и меры ответственности должны быть направлены на субъектов, допускающих нарушения, и не могут приводить к нарушению прав и интересов третьих лиц, действующих добросовестно», а законопроект не соответствует этим принципам.

По словам Федотова, законопроект «вызвал озабоченность представителей иностранных государств», с которыми он встречался. «Они в большом недоумении. Не означает ли это, например, что немецкие фонды, которые работают в России не первое десятилетие, выгонят из России? Или что международным организациям вроде «Гринпис» или » Международная прозрачность заявят, что они «нежелательные иностранные организации»? » — возмутился председатель СПЧ на пресс-конференции в четверг.

Резюмируя, президентский совет предлагает не принимать законопроект, поскольку он противоречит нескольким статьям Конституции, а именно ст. 80 (в части разграничения полномочий президента и органов государственной власти в сфере внешней политики), ст. 19 (в части требований правовой определенности норм), ст.ст. 54 и 55 (в части соблюдения принципов достаточности и минимальности вмешательства; в части недопущения произвольного ограничения прав граждан России).

Автор проекта Александр Тарнавский обещал внимательно изучить заключение СПЧ, когда оно поступит в Думу, и выразил уверенность, что то же сделает профильный конституционный комитет палаты. Но Тарнавский, по его словам, не согласен с мотивировкой Федотова, который сказал на пресс-конференции в четверг, что поводом для написания отрицательного заключения на законопроект стала озабоченность представителей иностранных государств. «Грустно, что Федотов не беспокоится об интересах российских компаний и граждан за рубежом. Например, о попавшем под санкции концерне «Калашников», которому запрещено продавать свою продукцию в США. Нужно думать о наших интересах, а не о том, чтобы стать 51-м штатом США. У нас должны быть равные и уважительные отношения со всеми странами», — сказал РБК депутат.

В январе Госдума одобрила законопроект в первом чтении единодушно.

(Посетили 1 раз, 1 посещений сегодня)

(Visited 1 times, 1 visits today)
Leave a Reply
Your email address will not be published.
  • ( will not be published )